Новости кафедры

04.02.2017 вниманию студентов!!!

Напоминаем, что на "Образовательном портале университета" в разделе "Лекционный материал" созданного для вас курса дистанционного обучения "Акушерство и гинекология для студентов 4-5 курса (лечебный факультет)" размещены все лекции сотрудников кафедры. Данный раздел поможет вам отработать пропущенные (по уважительной причине) лекции, вспомнить пройденный материал и подготовиться к модульному контролю знаний, а также к итоговому экзамену по акушерству и гинекологии. Имеющиеся у вас личные логины и пароли помогут войти на портал и записаться на курс.

03.02.2017 «Ух, ты!... Смотри, смотри!... Класс!... Круто!»

В минувшее воскресенье закончились очередные в этом учебном году занятия со школьниками в рамках работы Отделения довузовского образования (ОДО) под руководством Юлии Валентиновны Пуховой. В связи с этим можно подвести определённые итоги работы данного направления, которая осуществляется на нашей кафедре доц. Орловым Ю.В.

За нынешний учебный год были проведены занятия с ребятами различных средних учебных заведений городов Казани и Зеленодольска – гимназия № 139, СОШ № 179, сборная группа ОДО, а также – лицеи № 116 и 14.

На лекциях и практических занятиях были освещены темы: «Введение в специальность – акушерство и гинекология», «Основы акушерства и гинекологии», «Профилактика нежелательной беременности и ИППП». Данные разделы неизменно пользуются успехом и вызывают неподдельный интерес у молодёжи ввиду своей актуальности и познавательной ценности. Несомненно, что полученная информация расширяет возможности профессиональной ориентации.

В рамках прошедших занятий школьники активно задавали интересующие их вопросы, с вниманием слушали ответы, с удовольствием обсуждали всё услышанное и увиденное. А среди увиденного, несомненно, выделялся своей значимостью, исторической компетентностью и визуальной эффективностью патологоанатомический музей клиники им. проф. В.С. Груздева. Ребята с трепетом обозревали собранные за долгий период времени макропрепараты, живо интересовались тем или иным экземпляром, восторженно отнеслись к многообразию накопленного акушерско-гинекологического инструментария. Благо, ряд инструментов, которые представлены на кафедре в учебных наборах, школьники смогли потрогать своими руками, поучиться применению тазомера, стетоскопа, узнать об истории их возникновения и диагностической важности.

Удивление, восхищение и восторг ‒ это те эмоции, которые на долгие годы останутся в сердцах пока ещё подростков, помогут им уже в юношеском возрасте заинтересоваться медицинской специальностью, а будущим абитуриентам - не сомневаться в выбранном для поступления вузе. В этом лишний раз убеждаешься, когда отовсюду слышится: «Ух, ты!... Смотри, смотри!... Класс!... Круто!».

Вот как сами ребята описывают свои впечатления от посещения кафедры акушерства и гинекологии КГМУ:

Нигматуллин Камиль: занятие на кафедре акушерства и гинекологии было классным! Как общался педагог с нами, как шутил и не меньше говорил о важных серьёзных темах. Почему специальность акушера, например, особенная? Сразу и не сообразишь. А вот по ходу лекции (зачем таким «сухим» словом называть такое «живое»!) мы поняли, что акушер несёт двойную (тройную и больше) ответственность. Кроме опыта, ему нужно ещё быстро и чётко действовать при экстренных ситуациях, ведь от них зависят жизни и матери и ребёнка.

Каримов Руслан: самая интересная часть была практическая ‒ преподаватель дал нам время, когда мы попробовали себя в роли акушеров, «принимали роды» на тех манекенах, которые были в аудитории. Это было классно!

Дербышкина Анастасия: меня просто ошарашил музей, со всеми этими природными аномалиями и патологией по рождению детей. Сложно быть акушером, наверное.

Калашникова Кристина: для меня самым ярким впечатлением стало посещение музея и ознакомление с инструментами. В музее были разные экспонаты. Некоторые просто жуткие, но все равно интересные.

Литвин Ксения: На меня самые яркие впечатления произвел небольшой музей. Но экспонатов там великое множество. Не погасил моего восторженного любопытства и запах формалина. Экспонаты выглядели скорее пугающе, но не менее интересными. Атмостфера, в которую мы окунулись на кафедре, ‒ это оптимизм и огромная ответственность за две жизни ‒ матери и ребёнка.

Динара Мингалеева: доцент Орлов нам очень интересно рассказывал. Я узнала много нового.

Несмелова Анастасия: врач нам интересно и понятно рассказывал. Его можно слушать долго и с удовольствием. Нам предоставили возможность посмотреть разные экспонаты, что очень интересно.

Кутерина Эльза: мне больше всего понравилось на кафедре то, как грамотно и интересно рассказывал о своей многолетней практике Орлов Юрий Валерьевич. Он приводил много незнакомых слов, но всегда пояснял, поэтому все было понятно. Но как хорошо он знает историю! Сначала я даже смутилась: как связаны акушерство и Великая Французская революция? А потом подумала, что и правда, ведь есть история медицины, которая неотделима от истории вообще. Добавлять юмор в та-а-акую тему было очень необычно.

Закирова Луиза: мне от занятия на кафедре акушерства и гинекологии больше всего понравилось, как наш лектор объяснял сложные вопросы. Юрий Валерьевич делал это с такой долей юмора, что просто было невероятно поверить, что я на кафедре слушаю лекцию! Для врача чувство юмора, на мой взгляд, просто обязательно. Если пациент болеет, то он и так волнуется за свою болезнь, а врач может поддержать его юмором и успокоить. Вот и наш лектор пришёл и рассказывал нам об истории акушерства просто захватывающе!

Васильев Александр: Юрий Валерьевич так доходчиво нам всё рассказывал, с шутками, что я много что запомнил. Вижу в нём идеального преподавателя и наставника для студентов. Вот бы и школьные учителя такими были.

Екатерина Рязанова: мне очень понравился наш лектор, Орлов Юрий Валерьевич, и то, как он преподносил материал. Это было самое интересное занятие из всех для ДОВУЗа. Юрий Валерьевич нас заинтриговал, шутил, когда это было к месту, задавал наводящие вопросы. Большое спасибо ему за то, что он нашёл подход к нашему классу. Было очень здорово увидеть акушерские приборы и сходить в музей. Там представлено множество экспонатов в заформалиненных банках. Выглядят они ужасно. Удивляешься фантазии природы. И только доктору понадобилось сохранять всякие нежизнеспособные патологии, чтобы потом учить молодёжь на них.

Байрамгалеев Динар: наш лектор из лекции устроил настоящий интерактив. Вот оно какое, живое, настоящее общение с успешным человеком (а сомнений в его успешности как врача не было). Мне понравилось, что он часто улыбается, шутит, вставляет словечки из нашего молодёжного сленга. Глядя на его кисти рук, я представлял, как он делает ими сложнейшие манипуляции. И тут я подумал, что не зря Бог создал «сильный пол». Как ни крути, а мужчины созданы как раз для того, чтобы помогать женщинам. Я выбрал свою планету для проживания ‒ это планета Медицина!

 

01.02.2017 Вниманию студентов!!!

Напоминаем, что на "Образовательном портале университета" в разделе "Лекционный материал" созданного для вас курса дистанционного обучения "Акушерство и гинекология для студентов 4-5 курса (лечебный факультет)" размещены все лекции сотрудников кафедры. Данный раздел поможет вам отработать пропущенные (по уважительной причине) лекции, вспомнить пройденный материал и подготовиться к модульному контролю знаний, а также к итоговому экзамену по акушерству и гинекологии. Имеющиеся у вас личные логины и пароли помогут войти на портал и записаться на курс.

26.01.2017 И это все о нём...

 26 января 2017 г. в Казанском государственном медицинском университете состоялось торжественное открытие исторической выставки «Игнац Филипп Земмельвейс - выдающийся венгерский врач-акушер, спаситель матерей (к 170-летию открытия асептики)». читать подробно...
Игнац Филипп Земмельвайс (иногда: Семмелвейс; нем. Ignaz Philipp Semmelweis, венг. Semmelweis Ignác Fülöp; 1 июля 1818, Буда — 13 августа 1865, (47 лет!!!) Обердёблинг под Веной) — венгерский врач-акушер, профессор, один из основоположников асептики.
Окончил Венский университет со специализацией по хирургии и акушерству. В 1846—1850 гг. работал в Вене в родильном доме. В 1851 г. переехал в Пешт, где возглавил больницу Святого Роха. С 1855 г. также профессор Будапештского университета.
В 1847 г., пытаясь понять причины послеродовой горячки (сепсиса) у многих рожениц — и, в частности, того факта, что смертность при родах в больнице (30—40 и даже 50 %) намного превосходила смертность при домашних родах, — Земмельвайс предположил, что инфекцию приносят из инфекционного и патологоанатомического отделений больницы. Врачи в то время много практиковали в прозекторской, и принимать роды часто прибегали прямо от трупа, вытерев руки носовыми платками. Земмельвайс обязал персонал больницы перед манипуляциями с беременными и роженицами обеззараживать руки окунанием их в раствор хлорной извести. Благодаря этому смертность среди женщин и новорожденных упала более чем в 7 раз — с 18 до 2,5 %.
Однако гипотеза Земмельвайса не нашла скорого признания. Более того, продвижение его открытия встречало всяческие препятствия. Открытие Земмельвайса вызвало резкую волну критики как против его открытия, так и против него самого — коллеги поднимали Земмельвейса на смех и даже травили его. Директор клиники, доктор Клейн, запретил И. Ф. Земмельвайсу публиковать статистику уменьшения смертности после внедрения стерилизации рук и изгнал его с работы, несмотря на то, что смертность в клинике резко упала. Более того, Клейн заявил, что «посчитает такую публикацию доносом». Земмельвейс писал письма ведущим врачам, выступал на врачебных конференциях, на собственные средства организовывал обучение врачей своему методу, издал отдельный труд «Этиология, сущность и профилактика родильной горячки» (нем. Die Aetiologie, der Begriff und die Prophylaxis des Kindbettfiebers) в 1861 г. Однако при жизни его метод так и не заслужил сколь-нибудь широкого признания, а по всему миру продолжалась гибель рожениц из-за сепсиса.
Идея Земмельвайса вызывала такое сильное неприятие, что врачебное сообщество не убедило даже самоубийство немецкого врача Густава Михаэлиса, который одним из первых применил на практике идеи Земмельвейса и добился снижения смертности среди своих пациенток, но покончил жизнь самоубийством из-за осознания собственной неспособности изменить общее мнение врачебного сообщества и смерти близкого человека от родильной горячки.
Могила Земмельвайса в Будапеште.
В течение нескольких лет Земмельвайс страдал психическим заболеванием. Имеются сведения, что его коллега по Пештскому университету и семейный врач Янош Баласса составил документ, согласно которому было рекомендовано направить Земмельвайса в психиатрическую лечебницу. 30 июля 1865 года Фердинанд Риттер фон Гебра обманом завлëк его посетить сумасшедший дом в Дёблинге под Веной. Когда Земмельвайс всë понял и попытался бежать, сотрудники лечебницы избили его, одели в смирительную рубашку и поместили в темную комнату. В качестве лечения ему прописали слабительное и обливания холодной водой.
Похоронен на будапештском кладбище Керепеши.
Своё открытие Игнац Земмельвайс сделал на 18 лет раньше Листера. Пионерская роль Земмельвайса в изобретении и внедрении асептики была признана только после его смерти. (по материалам https://ru.wikipedia.org)

  • Именем Земмельвайса назван Будапештский университет медицины и спорта.
  • В 1906 году в Будапеште на пожертвования врачей всего мира Земмельвайсу был поставлен памятник, на котором написано «Спасителю матерей» (скульптор Алайош Штробль).
  • В доме, где в Будапеште жил Земмельвайс, работает Музей истории медицины Земмельвайса.


Читать статью Льва Александровича Козлова - воспоминания при посещении выставки И.Ф. Земмельвейса.

Читать статью Игоря Михайловича Верткина, профессора государственного университета Уэйна (Детройт).

01.11.2016 обсуждаем проблему... ищем пути решения... делимся опытом...

28 октября 2016 года в Казани состоялась Поволжская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы акушерства и гинекологии. Аномалии прикрепления плаценты». Организаторами конференции выступили Министерство здравоохранения Республики Татарстан и ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» МЗ РФ. Для участия в конференции в Казань прибыли акушеры-гинекологи из Чувашии, Марий Эл, Ульяновска, Набережных Челнов, Зеленодольска, лекторы из Москвы, Рязани, Нижнего Новгорода, Казани. Всего на конференции собралось около 350 человек. читать подробнее...